Впервые
опубликовано:
Начала. Религиозно-философский журнал № 1–4. Имяславие. Вып. I (М., 1996)
179–182.
Христос
посредь нас.
Ваше
Императорское Величество, Державный Государь!
Господь
говорит: "ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам" — и потому я
снова дерзаю напомнить Вашему Величеству о Имени Господнем, которое доселе официально
похулено, и о бедствующих иноках Афонских, которые доселе гонимы, лишаются в
епархиях Святого Причастия, и далее понуждаются к отречению, и, невзирая на
монашеский сан, (некоторые) забираются на войну, причем есть такие, которые
уже и души свои в бою положили (монах Исидор, Иордан и др.). Но Ваше Величество,
такая вопиющая несправедливость оскорбляет Бога, прогневляет Его, в особенности
же греховно уничижать Имя Господне и отнимать от него то Божественное достоинство,
в которое искони веровала наша Церковь и которое ныне официально отвергнуто
Синодом — по какому-то вражьему наваждению. Но — "се ныне время благоприятное,
се ныне день спасения". Не настал ли и ныне час исправить глубокую и вопиющую
на небо ошибку в Афонском деле? Вспомните, Ваше Величество, как щедро наградил
Вас Господь, когда Вы сломили упорство Синода в нежелании его прославлять Св.
Иоанна Тобольского: в тот самый миг, как Синод соизволил, Господь предал в руки
Ваши совершенно неожиданно с малыми потерями неприступный Эрзерум, а весной,
когда Св. Синод обнародовал чин прославления, начались наши неожиданно необычайные
успехи на Волыни и к югу. Вспомните и противоположные совпадения: поражение
третьей армии совпало с тем моментом, когда Вы изволили удостоить особо милостивой
грамотой архиепископа Антония Харьковского, и затем, дивное дело, противник
остановился тогда, когда взял Почаевскую Лавру, ту самую Лавру, из которой раздались
первые хулы архиепископа Антония Харьковского на Имя Господне, ибо там впервые
были напечатаны в журнале "Русский Инок" мерзкие о Имени Господнем
слова, будто "верить во Имя Господне только на руку хлыстам", которые
назовут какого-нибудь "чувственного мужика — Иисусом, а бабу — Богородицею,
и потом будут сваливаться в свальном грехе"... Неужели же столь облагодатствованное
место могло было быть Богом предано на осквернение врагу, если бы на нем не
был особый гнев Божий? Ужели враг не мог быть остановлен, с помощию благодати
Божией, хотя в нескольких верстах от Почаева? Но враг только взял Почаев и там
остановился!.. Припомните еще гибель лодки Донца: она первая погибла в Одесском
рейде, потопленная турецким миноносцем, не успев сделать и выстрела!.. Нынешние
люди не верят в эти знамения, но Ваша жизнь так полна этими чудесными предзнаменованиями,
что Вы, Державный Государь, не можете не верить им. Смертельная рана, которую
хотел Вам нанести сын диавола в Японии, не предуказывала ли Японскую войну и
ужасный 1905 год? Но благодать Божия чудесно сохранила и Вас, и Россию. Кровопролитное
празднество в день коронования не предуказывало ли кровопролитность Вашего царствования?
Не предуказывало ли и на эту страшную войну, которая должна утвердить Ваше воцарение
над всем православным Востоком? Ваше рождение в день праведного Иова не предзнаменовало
ли это тот крест терпения, который Вам готовила судьба, и славный конец, которым
вы будете награждены за Ваше терпение? Теперь промысел Божий ЖДЕТ ТОГО, ЧТОБЫ
предать Вам Царьград, но УДОВЛЕТВОРИТЕ ЖЕ ПРАВОСУДИЕ БОЖИЕ И ВОССТАНОВИТЕ ЖЕ
ПОРУГАННУЮ ЧЕСТЬ ИМЕНИ ГОСПОДНЯ! Предстоит еще упорнейшая, упорнейшая борьба,
и не только с немцами, но и по взятии Царьграда — с союзниками. Потщитесь стяжать
помощь Божию и благодать.
Я
подаю Обер-Прокурору прилагаемые при сем две докладные записки и прошу его о
пересмотре этого дела по богословской хотя только стороне. Это единственный
выход из создавшегося ныне положения. Но выход и простой и легкий. Необходимо
было бы назначить комиссию из нескольких достойных иерархов и ученых, которые
разобрали бы наши исповедания и Синодальное послание от 18 мая 1913 г. Нет сомнения
в том, что они не нашли бы в нас никакой ереси, и противные мнения были бы приведены
к православному единомыслию, и дело приняло бы естественное течение, и по окончанию
войны иноки имели бы возможность быть возвращены на Святую Гору.
Без
прямого изъявления воли Вашего Императорского Величества о том, чтобы такая
комиссия была назначена, она, конечно, не состоится, и поэтому я снова припадаю
к стопам Вашего Величества и не ради себя, и не ради бедствующих иноков, но
ради православия России и БЛАГА ВАШЕГО И РОССИИ, молю, приклоните ухо Ваше
к молению моему и обратите Ваше царственное внимание на мою смиренную и благую
просьбу.
Многогрешный
раб Божий,
но
усерднейший и искреннейший молитвенник
за державу, здравие и спасение Вашего Величества
Иеросхимонах Антоний.
Приписка, сделанная о. Антонием на копии двух его писем Государю, очевидно, уже после революции:
Не внял Государь благому духовному совету и духовному предупреждению. Не возымел мужества пойти в этом деле вразрез с верховными синодалами, не настоял на том, чтобы спорный вопрос об Имени Божием получил беспристрастное, авторитетное и независимое от лицеприятия рассмотрение; и ограничившись лишь несколькими слабыми полумерами, и добившись лишь некоторого послабления в церковном гонении против - "имябожников", — оставил в официальном похулении державное и зиждительное Имя Господне... Я не выдаю себя ни за пророка, ни за прозорливца, однако, иногда и "Саул бывает во пророцех", а в данном случае и мои слова оказались пророческими, ибо — "не удовлетворено было правосудие Божие", — "не восстановлена поруганная честь Имени Господня", и "отступление от истинных догматов навлекло на страну и на народ великий гнев Божий и тяжкие кары", о которых я с такой болью в сердце предупреждал Государя, предчувствуя неизбежность их, ибо разве могло остаться безнаказанным посягательство Пастырей Христовых на Святыню Имени Его! Особенно знаменательно то, что переворот совершился именно в неделю Св. Григория Паламы, боровшегося против Варлаама, которого мнения повторяют ныне имяборцы и пресловутое Синодальное Послание. Знаменательно также, что и имя — "Волынь", от первопастыря которой изошли первые хулы на Имя Господне, — и это имя оказалось первенствующим в перевороте, ибо весь этот стихийный переворот начат и произведен был — "Волынским" полком... Имеяй уши да слышит и о той страшной каре, которой подвергся митропол. Владимир, больше всех ответственный за все Афонское дело, как первопастырь, санкционировавший все преступнейшие действия арх. Никона на Афоне, согласившийся с совершенно неправославными мнениями арх. Антония, и упорно до самого последнего времени противившийся тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено и разобрано... И вот, подобно Иерусалиму, распявшему Иисуса, и в России, распявшей Имя Его, — камня на камне ныне не остается. Закрыты клеветавшие против нас и хулившие Имя Господне издания, и даже типографии их отняты!.. Но и еще "рука Его простерта"!.. — аще не потщатся иерархи воздать должную честь и исповедание державному и зиждительному, и достойному боголепного почитания Имени Господню... И тогда в силах Господь паки пробавить милость любящим Его, и паки возградить разрушенный оплот Православия, и Царьград в руки православных предать, и крест на Св. Софии водрузить! Буди — аминь.
Иеросхимонах Антоний