Посвящается преосвященнейшему епископу Анатолию.
Посвящение.
Ваше
Преосвященство! В 1914 г., когда в Думу был внесен запрос по поводу вопиющего
афонского дела, Вы с высоты думской кафедры изволили бросить мне в лицо следующее
обвинение: будто вся афонская смута обязана своим возникновением стремлению
моему к обогащению на счет кассы скита. Мое боевое прошлое и мои научные экспедиции
в неведомые страны Африки, совершенные мною во время нахождения в высочайших
командировках, Вы тоже изволили охарактеризовать как авантюры ради поисков
за тем же обогащением. Изволили Вы даже объяснить оставление мною военной службы
и поступление в монашество тоже… тем же желанием обогащения… в монашестве!…
На эти клеветы, чудовищные по своей нелепости для всякого, мало-мальски знающего
меня, я до сих пор не отвечал. Впрочем, тогда же в защиту мою (без моего ведома
и желания) выступили печатно: 1) мой товарищ по лицею, Г. Д. Крупенский; 2)
князь А. М. Орбелиани; 3) моя матушка Е. А. Булатович, которая с документами
в руках доказала, что не я, а монастырь обогащался во все время моего нахождения
в нем на мой счет. Наконец, 4) в защиту мою выступил даже мой словесный враг
в этом споре за Имя Господне С. В. Троицкий.
В начале 1916 г. в "Историческом Вестнике" появилось сочинение имяборца монаха Климента, в котором он до такой степени извратил фактическую сторону истории афонской смуты, замолчав одни события и придав другим совершенно ложное освещение, что вынудил меня взяться за перо и восстановить историческую истину событий. Так как Вы изволили в ответ на открытое к Вам письмо князя А. М. Орбелиани выразить желание, чтобы я сам высказался об афонских событиях и о моем участии в них, и так как предлежащий труд является до некоторой степени таким ответом, то я осмеливаюсь посвятить его Вашему Преосвященству с просьбой, прочитав его, еще более убедиться в том, как Вы изволили ошибиться в Ваших определениях.
Русского
на Афоне Свято-Андреевского скита (в изгнании)
Иеросхимонах Антоний
30
ноября 1916 г.