IV.
ВСЯКАЯ МОЛИТВА О ИМЕНИ БОЖИЕМ ДЕЛАЕТСЯ
Имеборцы
не считают Имя Божие необходимым для молитвы
Отметая
Божественную силу Имени Божия и называя Имя Господне, в происходивших от него
чудесах, "силой посредствующей", имеборцы в умной молитве отрицают
освящающую силу призываемого и исповедуемого сердцем Имени Господа Иисуса Христа.
Они высказывают также мысль, что призывание Имени Божия в молитве не необходимо,
но что можно молиться и без именования Бога, — прямо, так сказать, к Самому
Существу Его. Так они говорят, считая Имя Божие случайно и внешне связанным
с Богом, и таким же отделимым и не необходимым для Бога, как фамилия для человека,
так что, например, можно вполне быть в общении с человеком и не знать его фамилии,
или, например, написать фамилию только на адресе письма, а в самом письме больше
не упоминать его. Так и имеборцы учат молиться: Назови Бога по имени, а потом
имя больше не нужно, — и продолжай молиться Ему Самому. Такое извращенное употребление
Имени Божия в молитве происходит, очевидно, вследствие весьма узкого и неправильного
понимания имеборцами Имени Божия и имени человеческого. Постараемся
же показать, что не только с Богом невозможно иметь молитвенное общение вне
Имени Его, но и с человеком невозможно иначе вести беседу, как о имени его.
Но
даже для беседы с человеком требуется имя его, как выражение его свойства.
Всякая
беседа одного человека с другим зависит от некоей руководящей мысли, которая
побуждает меня обратиться к этому человеку и которая заставляет меня говорить
ему то, а не другое. Не трудно доказать, что эта руководящая мысль и есть некое
имя собеседника и есть также сознание некиих своих собственных свойств,
т. е. некоего своего имени. Так, например, человек сознает себя больным
и идет ко врачу; следовательно, для того, чтобы обратиться к врачу, что же должен
человек сначала вообразить в своем уме, как не два имени: свое имя — "больной"
и имя другого — "врач". Так приходит человек к врачу и верует
во имя врача, что он и на самом деле — врач, и, соответственно с этим, ведет
беседу со врачем о своей болезни, держа во все время в уме своем два определения:
я "больной", а этот — "врач". Так же точно и врач необходимо
должен вовремя беседы с больным держать в своем сознании эти же два определения:
"врач" и "больной", которые направляют деятельность ума
врача и обусловливают его ответы больному. Но предположим, что вдруг кто-либо
из двух, — врач или больной, отвратят ум свой от этих руководящих определений
и вообразят какое-либо другое определение, так, например, что пациент есть житель
такого-то города, где живут знакомые доктора; тогда это новое определение, или
руководящее беседой имя, заменит то, которое руководило раньше, и доктор, держа
его в своем сознании, начнет расспрашивать пациента о своих знакомых, а пациент,
оставив свое прежнее, руководящее беседой, определение — "больной",
будет иметь в себе другое — "житель такого-то города", и, в зависимости
от этого, и будет отвечать врачу. Итак, видите, какое необходимое условие словесного
общения между людьми есть ведение взаимных свойств людей; но ведение взаимных
свойств и есть истинное именование человека. Конечно, фамилии человека
можно и не знать — и быть в общении с ним, но какое-либо из свойств человека
безусловно необходимо человеку определить и держать его в сознании для
того, чтобы беседовать с ним.
Тем
более требуется знание Имени Божия, как истины о свойствах Бога, для беседы
с Ним.
Такова
есть и наша молитвенная беседа с Богом; и она отнюдь не может деяться иначе,
как о Имени Божием, ибо Имя Божие есть истинное определение свойств
Божиих, и все, что только ни ведает человек о Боге, выражается во Именах Божиих.
Человек разносторонне познавая другого человека, может составлять себе множество
всевозможных определений его и, руководясь ими, вступать во взаимную с ним беседу,
но о Боге весьма мало что известно человеку, и все, что известно, известно из
Имени Божия, ибо человеку известно о Боге лишь то, что Сам Бог благоизволил
о Себе открыть, и что выражается Именем Его. Поэтому утверждать, как то делают
имеборцы, что молиться Богу возможно независимо от Имени Его, есть совершенная
бессмыслица. Для того, чтобы обратиться к Богу, молящийся необходимо должен
вообразить в уме своем какое-либо определение свойств Божиих, то есть какое-либо
Имя Божие, как например: или "Благий", или "Страшный", или
"Великий", или "Спаситель наш", или "Творец наш",
или "Иисус Сладчайший", или "Заповедавший нам всего просить у
Него и веровать в исполнение просьбы", или "Запретивший под страхом
вечной муки тот грех, который я сделал", — то все суть определения или
имена Божии, держа в уме которые молящийся руководит соответственно им свои
молитвенные слова. Так же необходимо человеку иметь в сознании всем и некое
свое собственное определение или имя. как например, что я немощен, несчастен,
грешен, или что я облагодетельствован Богом, или что я сын Божий по благодати,
или что я прах и пепел. Только при истинном сознании какого-либо свойства Божия
во Имени Его и какого-либо своего свойства и может совершиться молитва, и если
человек искренне сознает истину как определения Божиего, так и своего определения,
тогда молитва бывает всегда услышанною, ибо тогда человек молится "духом
и истиною". Если же человек во время молитвы, хотя и молится, но искренно
не сознает, во-первых, призываемого Имени Божия, а, во-вторых, имени своего,
то есть того побуждения, которое заставляет человека обратиться к Богу, тогда
молитва называется лицемерною и не бывает угодна Богу, ибо не совершается
духом и истиною. — "Аще Отец есть, то где слава Моя? И аще Господь есть
Аз, то где страх Мой?" (Мал. 1:6). — Так требует Господь истинного сознания
именуемых Его свойств.
Смысл
заповеди о молитве "Духом и Истиною".
"Духом
и истиною достоит кланятися" (Ин. 4:24), — повелевает Господь. Смысл сих
слов "дух и истина", есть двоякий, и относится, во-первых, к Самому
Богу, который есть Дух и Истина, а во-вторых, к самому себе. Итак, духом и истиною
должен человек молиться в себе, то есть нелицемерно именуя Бога и нелицемерно
смиряя себя пред Богом, и духом ощущая истину своих слов, и тогда Бог, видя
такое истинное молитвенное настроение человека, Сам способствует его молитве,
и человек начинает молиться тогда — "Духом и Истиною", т. е. Сам Дух
Святый возбуждает дух человека к молитве, и Само Слово — Истина глаголет во
истинном сердце человека. Тогда происходит то, о чем говорится в Писании: "Истина
от земли возсия, и правда с небесе приниче" (Пс. 84:12). Ибо по словеси
Господню: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15:5), и — "О
чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует за нас
воздыхании неизглаголанными" (Римл. 8:26).
Итак,
духом и истиною своею и Духом и Истиною Божиею должно деяться всякое словесное
служение Богу, которое именно и состоит, как о том свидетельствует молитва церковная,
в "призывании и поклонении Имени Святаго Божия" (Иерейская
молитва на шестопсалмии).
Движение
ума в молитве.
Этот
процесс молитвы, т. е. умное взирание на Имя Божие и возвращение ума от Имени
Божиего к имени или определению своему, прекрасно выражен у св. Каллиста и Игнатия
Ксанфопулов: "Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца,
без всякой другой какой-либо мысли, словами: "Господи Иисусе Христе Сыне
Божий", невещественно и безгласно воспростирает ум к Самому призываемому
Господу Иисусу Христу, словами же — "помилуй мя", — опять возвращает
и движет к самому себе" (Добротолюбие, Т. 5, 396). Итак, не ясно ли свидетельствуют
этими словами Святые Отцы, что душа наша не иначе может сочетаться с Богом,
как сочетавшись, во-первых, умом с истиною, выраженною во Имени Божием, и сердцем
прочувствовав эту истину, и тогда на истинствующие ум и сердце человека приникает
с неба Дух и Истина, и земля сердца нашего — "даст плод свой" (Пс.
84:12). Тогда исполняется и другое обещание Господне, что Дух Святой — "Мя
прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам" (Ин. 16:14). — Но что
же именно взимает Дух Святый от Сына и Слова, и что возвещает истинным молитвенникам,
которые молятся Духом и Истиною? — Взимает от Сына и Слова, во-первых, Имя Божие
и Имя Иисусово, и слова молитвенные, и слова пророческие, и слова всякого тайноведения
и всякого созерцания, и слова всякого понимания Писания и всякой Божественной
истины, одним словом, взимает от Сына всякое Его словесное действие,
и это — вземлемое от Сына словесное действие Его — Он возвещает духу молящегося,
и не только возвещает, но и прославляет, т. е. научив, как молиться, исполняет
всякое прошение наше. Итак, не Дух Святый именует Отца, ибо именование есть
словесное действие Сына, но Дух Святый взимает сие Имя от Сына и возвещает,
почему и сказано, что не одним только Духом делается молитва и поклонение Богу,
но — "Духом и Истиною", и еще сказано, что — "без Мене не можете
творити ничесоже". — Так и св. Симеон Новый Богослов говорит: "Господь
же Дух есть" (1 Кор. 3:17) — не потому, что Дух есть Сын (— прочь такое
определение!), — но потому, что Сын Божий — видится и созерцается в Духе
Святом" (Ч. 2, стр. 73). Итак, весьма ошибаются те, которые думают,
что в молитве к Богу возможно обходиться без Имени Его; и они или в прелести
представляют себе прелестно Существо Божие, или сами не знают, что всякое мысленное
представление именуемого свойства Божия есть Имя Божие, почему они и
мнят, что, не называя Бога, например, главными Именами Его, они тем творят молитву
независимо от Имени Его.
О
том, что даже и созерцания Божественные деются о Имени Божием, свидетельствует
великий тайнозритель, столь глубокий в своих тайновещаниях, что его не посмел
переводить даже великий духовный писатель последних времен — епископ Феофан;
это именно, Каллист Катафигот. — "Всех желаний край есть Божественное с
душой и паче ума соединение: и Божественного ради соединения нуждно есть
еже умом действовати {т. е. стараться постигать истину произносимых имен
Божиих и слов молитвенных}, сиречь зрети {т. е. созерцать и мысленного
ока не спускать во все время молитвы}. Таково и Божественное есть, отчего и
Имя Бог к сему определися {т. е. это созерцание Имени Божия есть путь
или дверь к соединению с Богом о котором сказано выше, и сие Божественное соединение
с Богом деется через созерцание Имени Его, Которое и есть Сам Бог}. Но убо еже
зрети, абие на мысль Бога восходит. Везде бо и во всех аки некия лучи всагает
Бог в зретелен ум, и ум зретелен прямоположно имать Бога" (Слав. Добротол.,
Т. 4, лист 107). — Видите, что здесь св. Каллист "лучами" Божества
не иное что именует, как Имена Божии; восприняв их зретельным оком ума своего,
человек зрит в этих "лучах" Самого Бога. Вспомните во второй главе
приведенные слова св. Тихона Задонского, в которых он говорит, чтоИмя "Божие
лучи славы Своея издает, издает в созданиях". Неименуемое Имя и Слово Божие
издает лучи именуемых Имен Божиих, в которых тварь зрит Бога.
Богодвижная
молитва есть Бог.
Сочетание
ума и сердца с Богом во Имени Его обожает и самую молитву, которая делается
уже молитвою не человеческой, но молитвою Богодвижимою, и такая молитва есть
— Сам Бог, ибо есть словесное действие Божества. Это свидетельствует
св. Григорий Синаит: "Молитва есть Апостолов проповедание {чего? — Имени
Божия}... Непосредственная вера {во что? — во Имя Божие}... Действуемая любы
{т. е. Сам Бог, как действие Отчей Любви}... Божие познание {т. е. свойств Божиих
из Имен Его}... Иисусово радование {т. е. сладость призывания Имени "Иисус"}...
И что множае глаголати? — Молитва есть Бог, действуяй вся во всех,
за еже едину быти Отца и Сына, и Святаго Духа действу, действующему
вся о Христе Иисусе" (Слав. Доброт., Ч. 1, 99). Слышите ли, какое определенное
свидетельство, что молитва деется Самим Богом и есть действие
Божества — Отца и Сына и Святаго Духа, и что, следовательно, и Имена Господа
Иисуса Христа Сына Божия, призывание Коего составляет главное содержание молитвы
сей, суть Бог.
Эту
же непреложную истину, что всякая молитва деется о Имени Божием и не вне его,
подтверждают все молитвы и возгласы церковные. Обратите внимание на все длинные
молитвы церковные и на построение их: в каждой из этих молитв большую часть
ее содержания составляет перечисление различных наименований и определений Божиих;
для чего? — для того, чтобы чрез эти определения и именования сочетать ум свой
с Богом, сознав истину именуемых Божиих имен, и тем сочетать действие своего
духа и истины с действием Духа Святаго и Слова-Истины, и Отца Любви.
Попытка
имеборцев подтвердить свое мнение о возможности молитвы без Имени.
Неправильно
понимая Имя Божие, как лишь собственное имя Божие, имеборцы осмеливаются внушать
ту погибельную мысль, что частое призывание Имени Господа Иисуса Христа в умно-сердечной
молитве не нужно, причем в оправдание свое приводят слова св. Василия Великого:
"Посредством памяти водруженная в нас мысль о Боге есть вселение в нас
Самого Бога" (см. "Древние Иноческие Уставы", еп. Феофана, стр.
224). — Эти слова имеборцы толкуют так, что якобы св. Василий Великий учит не
призывать Имя Господне, а только думать о Боге! Но на самом деле эти слова именно
и доказывают, что исповедание умно-сердечное Имени Божия есть — Сам Бог,
ибо низводит в душу нашу Самого Бога, как то говорит о. Иоанн Кронштадтский
(см. во 2-й главе). "Памятью водруженная мысль о Боге", — что
же в этом подразумевает Василий Великий, как не созерцание какого-либо из свойств
Божиих, то есть Имени Его. Да возможно ли о Боге что помыслить, что не было
бы в то же время написанием Имени Его? Не суть ли все именуемые свойства Божии
— Имя Его? Не есть ли памятование всех дел Божиих — созерцание свойств Его?
Не созерцается ли и во всех словах Божиих премудрость, благость и истина Его?
Куда ни обрати око ума твоего, — на Писание ли, на чудеса ли, на слова ли, на
дела ли Его, — всюду неизбежно имеешь созерцать Имя Его, и во всем Евангелии
и во всей истории искупления нашего Богом-Словом прочтешь Имя — "Иисус"
— "Бог-Избавитель".
Не
можем не подивиться непоследовательности имеборцев: они до сих пор не возражают
против этих слов св. Григория Синаита, что "молитва есть Бог", но
против святоотеческих слов, что Имя Божие есть Бог, возражают и отвергают! Не
можем воздержаться, чтобы не воскликнуть по этому поводу словами Господними:
"Буии и слепии, что бо более есть: дар или олтарь, святяй дар?" (Мф.
23:19). — Не Имя ли Божие в молитве святит собою молитву?! Если каждое слово
в молитве признается имеющим Божественную силу, как словесное действие Божества,
то не тем ли паче Сам Бог есть Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа в молитве!
Можно ли допустить, чтобы прошение в молитве Иисусовой — "помилуй мя"
— ыло бы Богом, а Имя "Господи Иисусе Христе Сыне Божий" — не Богом?
— Итак, если свв. Григорий Синаит и Макарий Александрийский именуют молитву
Богом, то, очевидно, что они этим утверждают, что Имя Божие и Имя Господа Иисуса
Христа есть Сам Бог.
Свидетельство
о. Иоанна Кронштадтского о том, что вера, требующаяся для молитвы,
уже предполагает убеждение в нераздельности Имени и Именуемого.
Всякая
молитва для плодотворности своей требует, во-первых, — веры, а вера в молитве
не допускает того, чтобы отделять слова молитвы от самого дела и от именуемых
именами существ, как то прекрасно выражает о. Иоанн Кронштадтский: "Молясь,
нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самих слов от самого
дела, выражаемого ими: нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует
и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны. То беда, что мы маловерны,
и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания,
как тень от тела, — бываем на молитве, как в жизни, "телесни, Духа неимущи"
(Ин. 1:19), оттого-то и бесплодны наши молитвы". — ("Мысли христианина",
95). — Не это ли обезверение наше есть причина появления нынешнего имеборства!
"Молясь, я верую твердо, 1) что Бог есть Един Сый и вся исполняяй, следовательно,
— одесную меня — {это и есть живая вера во имя — Сый}, 2) что я образ Его {это
и есть сознание самого себя, или самоименование}, 3) что Он бездна благости
{это и есть сознание Имени Божия — Благий}, 4) и источник всякой благостыни
{это и есть вера во Имя "Сокровище благих"} и 5) что Он Сам уполномочил
меня молиться Ему" (там же). — "Каждое слово молитвословий имеет в
себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу. Такая благодать
присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви Ипостасного вочеловечившегося
Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет
соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким
же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо
Слово есть Сам Зиждитель Бог, и Словом от небытия в бытие все приведено"
(там же, 172).
Еще
более замечательно свидетельство о. Иоанна Кронштадтского о неотделимости собственного
имени от человека и Имени Господня от Господа: "В имени человека — душа
человека, напр., в имени "Иван" — душа Ивана. Так на призыв сей душа
моя сознает себя в этом имени и откликается на него. Так в Имени Иисус Христос
— весь Христос, — душа и тело Его, соединенные с Божеством. ("Моя
жизнь во Христе", выпуск 5-й "О молитве". Изд. 1893 г., стр.
30).